Магазин телескопов

Офис продаж: Москва, ул. Сущевский Вал, д.14/22, корп.3 на карте
23 года на рынке   |   10000 клиентов
Каталог товаров
Найти Корзина: пока пусто :(
>> Главная > Наши новости > Комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS) - встречаем!

Комета C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS) - встречаем!

Последние 1,5 года сообщество любителей астрономии живёт ожиданиями "большой кометы". Всё это время хвостатая странница с обозначением C/2023 A3, открытая в начале 2023 г. в обсерватории Tsuchinshan (Цзыцзиньшань, Обсерватория Пурпурной горы, Китай) и независимо на 50-см телескопе проекта ATLAS в Южной Африке. Об открытии и ранних наблюдениях этого объекта мы уже писали. Теперь же мы на пороге самого интересного.

27 сентября 2024 г. комета проходит перигелий (ближайшую к Солнцу точку) в районе орбиты Меркурия (0.4 а.е. от Солнца), и в течение ближайшего месяца перед нами может развернуться грандиозное шоу. Картина, подобную которой северное небо не видело уже более четверти века (со времён больших комет Хякутакэ и Хейла-Боппа в 1996/97 гг.).

Перед рассветом 25 сентября Da Ko (Мексика) получил это обзорное фото с кометой Цзыцзиньшань-ATLAS.

Сейчас C/2023 A3 лучше всего видна на небе южного полушария, где в 10-х числах сентября появилась после месячного перерыва. С тех пор яркость выросла с 5,5 до 3 звездной величины, комета уже видна невооружённым глазом, а в бинокли показывает хвост длиной несколько градусов. В наших широтах она тоже уже начала наблюдаться, но пока что гораздо хуже. Однако ситуация резко изменится всего через пару недель.

Однако перед этим хвостатая странница вновь вступит в соединение с Солнцем, т.е. пройдёт близко к нашей звезде не только в космическом пространстве, но и на небосводе.

Пыль вступает в игру

После перигелия элонгация кометы будет быстро уменьшаться, и к 9 октября C/2023 A3 окажется почти точно между Землёй и Солнцем. Казалось бы, всё плохо: при видимом удалении от Солнца в несколько градусов наблюдать хвостатую можно будет разве что на снимках космических аппаратов (и она действительно окажется в поле зрения коронографа SOHO LASCO C3 с 7 по 11 октября).

Кривая блеска кометы C/2023 A3 (T.-A.) по состоянию на 27 сентбря 2024 г. Острый, яркий пик в начале октября может возникнуть из-за эффекта прямого рассеяния.

Но здесь есть важный и позитивный нюанс. Складывающаяся геометрия способствует резкому видимому усилению яркости кометной пыли в результате эффекта прямого рассеяния, математически описанного для комет Дж. Маркусом в 2007 г. Когда облако мелкодисперсной пыли находится на луче зрения наблюдателя – между ним и источником света, прошедшее через это облако излучение многократно усиливается. В случае А3 яркость может кратковременно вырасти на 7 звездных величин или в 500 (!) раз, что сделает комету видимой на дневном небе даже очень близко к Солнцу. Пиковый блеск может приблизиться к -5 звездной величины (как у Венеры, см. кривую блеска выше).

На протяжение последней сотни лет с десяток комет были видны днём, и самый известный недавний пример – комета Макнота (C/2006 P1). Приблизившись к Солнцу на 0,2 а.е. в янвваре 2007 г., она достигла яркости -5…-6m, став лёгким дневным объектом (для наблюдений было достаточно прикрыть Солнце рукой).

Из-за близости объекта к Солнцу проводить дневные наблюдения нужно с особой осторожностью: лучше всего закрыть нашу звезду зданием или заранее подготовленным экраном.

Чтобы увидеть комету Макнота (C/2006 P1) днём в январе 2007 г., достаточно было прикрыть Солнце ладонью.

Нюанс в нюансе заключается в том, что для проявления эффекта прямого рассеяния в полной мере комета должна быть очень пыльной, т.е. основной вклад в её видимую яркость должна вносить отражающая солнечный свет пыль. И здесь как будто тоже всё сходится: внешний вид C/2023 A3 – желтоватый цвет её комы и пылевого хвоста, а также отсутствие эмиссионных линий в спектре указывают на очень богатый пылью состав. Так что все предпосылки для эффекта прямого рассеяния у нас есть.

04. Желтовато-белый цвет комы и плотного хвоста C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS) без признаков зелени указывает на то, что в излучении кометы преобладает не флюоресценция сублимирующих газов, но густая пыль, отражающая и рассеивающая солнечный свет.

Выползая из сумерек: вечернее шоу

Сразу после соединения с Солнцем комета C/2023 A3 появится в вечернем небе северного полушария, с каждым днём поднимаясь к тёмному небу из «съедающего» небесные объекты сияния зари. Уже 11-12 октября у наблюдателя будет около часа между закатом и заходом кометы, и при прогнозном блеске -2 звездной величины рассмотреть небесную гостью можно будет даже в ярком свете навигационных сумерек.

В 10-х числах октября начнётся вечерняя видимость кометы C/2023 A3 в северном полушарии.

Чтобы добиться успеха в самые первые дни, вам нужно найти место с максимально открытым западным горизонтом, т.к. хвостатая странница будет висеть очень невысоко. С течением времени высота увеличится, и требования к чистоте горизонта станут менее строгими.

Можно ожидать, что к середине октября у кометы разовьётся максимально эффектный пылевой хвост. Согласно оптимистичным прогнозам, его длина может превысить 20°, что сравнимо с размерами ковша Большой Медведицы. 14 октября наша планета пройдёт через плоскость орбиты кометы, и вблизи этой даты у неё может появиться выраженный антихвост – игольчатый шип из крупных частиц пыли, выброшенных кометой на подступах к перигелию и оставшихся в плоскости орбиты вследствие своей значительной массы. Антихвост кажется направленным к Солнцу из-за геометрических условий видимости.

Пожалуй, наиболее известной, эталонной кометой с подобной особенностью была C/1956 R1 (Аренда-Ролана), сиявшая на теплеющим небе середины весны 1957 г. Благодаря очень длинному (∼10°) и яркому антихвосту СМИ прозвали этот объект "кометой с фарой".

Из-за яркого антихвоста СМИ прозвали комету Аренда-Ролана «кометой с фарой». Она наблюдалась на северном небе весной 1957 г.

Отметим, что хотя C/2023 A3 и будет подниматься выше с каждым последующим вечером, она в то же время будет быстро ослабевать. Так, ожидается, что с 15 по 20 октября (всего за пять дней!) яркость упадёт с 1-й до 3-й звездной величины, а к концу второго месяца осени объект может быть уже и вовсе не различим невооружённым взглядом. Поэтому чем раньше вы сможете начать наблюдения, тем больше получится увидеть.

В ноябре-декабре видимость продолжится, но для наблюдений понадобится сначала бинокль, а потом уже и телескоп.

А если не получится?

В заключение отметим, что хотя шоу уже развивается в южном полушарии, события будущего (всё, что касается пиковой яркости, дневной видимости и длины хвоста) мы описали исходя из оптимистичных моделей. В реальности же ситуация может развиваться и по иным сценариям. А значит – не тешим себя излишними надеждами и продолжаем наблюдения!

Кометы непредсказуемы. И в том числе именно поэтому мы так сильно их ценим. И даже если C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS) не станет большой кометой, она подарит своим свидетелям незабываемые эмоции от наблюдений под прохладным звёздным небом середины осени. А большие кометы обязательно прилетят.

Артём Новичонок (специально для "Звездочёта")